Наверх
Назад в блог
Блог • 20.02.2021

Когда и как готовить ребенка к школе

Готовность ребенка к школе — это баланс между требованиями, предъявляемыми к ребенку школой, и его физического, социального, умственного, эмоционально-мотивационного и перцептивно-моторного развития. Сможет ли ваш малыш хорошо учиться — зависит от его развития в этих сферах. Поэтому важно, чтобы ни одна область не была упущена. А теперь — подробнее о каждой из них.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу?

Зная список навыков и знаний дошкольника, нужно обратить внимание на трудности, пробелы в них и заранее восполнить их.

1. Физическое развитие 

От него зависит общее состояние здоровья ребенка, что влияет на его школьную успеваемость. Он должен обладать достаточной силой и устойчивостью к утомлению. Плохое состояние здоровья вызывает быструю утомляемость и снижение общей работоспособности ребенка, независимо от вида выполняемой деятельности. 

Еще один важный аспект — мобильность. Ее уровень должен быть достаточно высоким, чтобы малыш мог сам себя обслуживать:

  • одеваться, 
  • принимать пищу, 
  • использовать простые инструменты. 

Правильное развитие органов чувств и артикуляторов напрямую связано с достижением успехов в школе. 

Нарушения зрения, слуха или моторной координации затрудняют получение информации и выполнение запросов и распоряжений, адресованных ребенку. Неправильное произношение часто вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Правильная интеграция перцептивно-моторных функций играет огромную роль в процессе обучения ребенка, что основан на визуальных и слуховых наблюдениях.

Анализ (разбивка впечатлений на основные элементы) и синтез (повторная сборка и интерпретация — зрительная и слуховая) определяет приобретение навыков письма и чтения. Ребенок, начинающий обучение в первом классе, должен научиться уметь делить предложения на отдельные слова, слова на слоги и звуки, а также составлять целые слова из отдельных слогов.

Чрезвычайно важна латеральность — процесс формирования доминирования одной стороны тела над другой во время развития. Это касается работы рук, ног и глаз.

Попросите ребенка закинуть руку через макушку. Если дотягивается до мочки уха с противоположной стороны без прогибаний и наклонов, считается, что он биологически созрел. Длина руки показывает, что произошел полуростовой скачок. Если его нет, это свидетельствует о незрелости мозга, обменных процессов и низких возможностях приспособиться к новым нагрузкам. Еще один признак биологической незрелости — ребенок еще не готов учиться, если у него до сих пор целы все молочные зубы.

2. Ручной труд

Посмотрите, как ваш ребенок рисует и пишет. Готовность к школе — это также способность использовать письменные и художественные инструменты, связанные с их правильным захватом и эффективным использованием. В основном это касается способности регулировать давление мышц руки во время письма, а также общей ловкости и эффективности движений рук. В противном случае движения будут медленными, диссонирующими, жесткими, угловатыми и не очень точными. Также могут быть волнения, то есть ненужные движения для снятия чрезмерного напряжения, например, движение языком во время письма или рисования.

Когда и как готовить ребенка к школе

Попросите нарисовать человека или круг, не отрывая руки от бумаги. Если силуэт имеет не только голову, туловище и конечности, но и глаза, уши, нос и волосы, ребенок готов к обучению. Если он нарисовал одежду, значит, 100% готов. Если нервничает и расстраивается, еще мал для школьных нагрузок.

3. Развитие речи

Ребенок должен иметь достаточный запас слов и понятий и правильно говорить с точки зрения артикуляции и грамматики. Важно, чтобы у него был соответствующий уровень понимания речи, который позволит ему получать и правильно интерпретировать сообщения других.

4. Развитие оперативного мышления

Перед первым классом малыш должен уметь направлять внимание на указанный объект и поддерживать его в течение длительного времени. Важно, чтобы он умел использовать информацию, понимать простые понятия, правила и закономерности. Попытаться решить проблемы самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций, планировать дальнейшие шагов.

5. Зрелость и осведомленность

Первоклассник постепенно учится эмоционально справляться с ситуацией, оценивая и адекватно реагируя на успехи и неудачи своих сверстников, понимая важность долга и ответственности за свои действия. Он помнит, что нужно делать уроки и готовиться к следующему дню. Пытается преодолеть трудности, несмотря на свое сопротивление. Он ищет решение задачи, даже если сначала не догадывается о нем. 

При получении неудовлетворенных результатов своей работы не унывает, а пробует еще раз. Ему интересно познавать мир и получать знания. 

6. Математика 

В школе детей учат считать, писать и читать. Но прийти абсолютно без знаний нельзя, потому что их будет много и они сложно усваиваются. Лучше давать их постепенно и дозированно, начиная с самого раннего возраста. 

Ребенку нужно научиться работать с цифрами — воспринимать визуально. Он должен уметь: 

  • считать от 1 до 10; 
  • знать, как выглядит каждая цифра; 
  • уметь писать эти числа; 
  • уметь считать количество животных, цветов или палочек на изображении; 
  • составлять фигуры или предметы, считая их; 
  • раскладывать на картинках числа от меньшего к большему и наоборот. 

Если вы понимаете, что в каком-то из пунктов выше малыш плавает, нужно обратить пройти курс подготовки к школе. 

Если же такой возможности нет, можно предложите малышу интересные, но простые упражнения:

  • посчитай и допиши нужную цифру; 
  • посчитай на картинке количество цветочков и напиши в квадратике число; 
  • нарисуй 10 шариков, 5 лучей солнца, раскрась 7 листиков на дереве…

Они могут дать хорошие результаты. Но ребенка важно не перегружать сложными терминами и примерами. Нужно давать лишь те задачи, которые соответствуют его возрасту. 

Когда и как готовить ребенка к школе

7. Письмо

Несмотря на то, что выучить наизусть алфавит — задача не из самых легких, перед первым классом дети должны знать, как выглядят буквы, и какие звуки им соответствуют. 

Перед вступлением в начальную школу будущий первоклассник должен: 

  • знать, как выглядят буквы и как они звучат; 
  • уметь находить определенную букву среди других; 
  • писать гласные буквы, их мало, поэтому несложно запомнить; 
  • заполнять пробелы в словах нужными буквами.

Это не значит, что каждый семейный вечер должен начинаться с повторения алфавита. Нужно мягко предлагать ребенку учить в день по нескольку букв. Тогда ему будет гораздо легче в школе. 

Если с изучением букв возникают сложности, то можно купить прописи, интересный букварь, развивающие раскраски. 

8. Основы развития речи, чтение

Когда ребенок знает буквы и звуки, — самое время научись читать и понимать, как правильно строить предложения. 

Перед тем, как пойти в первый класс, ребенку необходимо: 

  • научиться собирать слова на карточках или из кубиков; 
  • читать слова по слогам; 
  • объяснять предложением, что происходит на картинке («Котик играет с ниточкой»); 
  • заполнять в слове пропуски буквами. 

Старайтесь поддерживать желание читать. Покупайте яркие книжки, где  больше рисунков, чем слов.

9. Логика

Развивать логическое мышление нужно с самого раннего детства. Важно научить ребенка ориентироваться в пространстве, знать названия геометрических фигур, птиц и животных, находить различия. 

Малыш должен уметь:

  • находить недостающую часть фигуры (работать с рамками и трафаретами);
  • объяснить, чем отличаются времена года; 
  • сосчитать предметы на картинке; 
  • находить предметы на картинках, которые относятся к одному виду: одежда — к одежде, растения — к растениям; 
  • ориентироваться в пространстве — знать, где левая рука, где правая; 
  • понимать, что такое единственное и множественное число; 
  • отличать предметы по характеристикам (цвет, форма, текстура). 

Когда и как готовить ребенка к школе

Развивать логику нужно при помощи развивающих игрушек, различных игр, упражнений. Предлагайте интересные игры и задачи, учите ребенка дисциплинированно относиться ко всем поручениям. Даже несколько минут в день, потраченных на простые упражнения, принесут неплохие результаты. 

В каком возрасте отдавать ребенка в школу?

Согласно закону РФ «Об образовании» , прием детей в школу осуществляется в 6,5 лет, а лучше — в 7. Именно к 7 года полностью формируются кисти рук, что необходимо для письма, и понятийный аппарат. Благодаря ему ребенок усваивает и понимает материал, может заучивать правила, стихи и песни.

Случаи, когда малыш начинает свое школьное обучение в более раннем возрасте, — это единичные исключения из правил. Насколько ребенок готов к школе, может определить только нейропсихолог

Когда необходима помощь нейропсихолога?

В 5–6 лет ребенку обязательно нужно пройти диагностику, если он:

  •  левша;
  •  слишком медлительный, гиперактивный, импульсивный;
  •  быстро утомляется;
  •  у него потеют руки и голова;
  •  плохо засыпает вечером и с трудом просыпается утром;
  •  не контролирует свое поведение;
  •  невнимательно слушает обращенную к нему речь;
  •  у него наблюдаются навязчивые движения, подергивание глазами;
  •  несамостоятелен.

Несмотря на доступность информации и развивающих материалов, большинство детей оказываются не готовыми к школе. Чтобы это предотвратить, сначала проконсультируйтесь с нейропсихологом, который составит коррекционную программу и даст рекомендации по подготовке к школе.  

Если вы хотите, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в школе, получал хорошие оценки и был заинтересован в получении новых знаний, запишите его на курс нейроподготовки в Alpha School.